Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

1
01.04.2024

Союз Беларуси и России: история длинною в столетия

Начало интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации, как двух независимых суверенных государств, было положено 2 апреля 1996 года когда, основываясь на исторически сложившейся общности судеб белорусского и российского народов, опираясь на их волю к дальнейшему сближению, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и первый Президент России Борис Николаевич Ельцин в Москве подписали Договор «Об образовании сообщества Беларуси и России».

Ровно через год, 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основной целью Союза, как зафиксировано в Договоре, является повышение уровня жизни народов, укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики.

Важным этапом на пути становления и развития союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации явилось подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему. В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза. 8 декабря 1999 года подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.

В настоящее время сформирована и действует система органов Союзного государства.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства с 2000 года функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства.

Широкий круг интеграционных проблем рассматривается и решается Союзным правительством. Образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства.

Создана и на постоянной основе действует Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза).

Функции Парламента Союзного государства сегодня выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Контроль правильности расходования союзных средств сегодня обеспечивают Счетная палата России и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства одной из целей Союзного государства является создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств участников.

Взятый курс на интеграцию требовал слаженной и продолжительной работы со стороны обеих стран. Результатом сотрудничества российских и белорусских министерств, ведомств и экспертов стали так называемые "дорожные карты", которые позже были преобразованы в 28 конкретных союзных программ. Они были приняты на заседании Высшего госсовета.

В рамках заседания подписан Декрет Высшего государственного совета (ВГС) Союзного государства "Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы", которым помимо 28 отраслевых союзных программ утверждены Военная доктрина и Концепция миграционной политики, решение о присуждении премии СГ в области науки и техники.

Приоритетные направления в процессе интеграции - гармонизация денежно-кредитной политики, обеспечение информационной безопасности и защиты прав потребителей в финансовой сфере. Интеграция платежных систем и развитие финансовых технологий важны для удобства граждан и бизнеса. В этих областях центральные банки реализуют семь союзных программ. Среди этих мероприятий предусматривается сближение платежных систем и улучшение трансграничного обмена финансовой информацией.

На площадке Союзного государства ведется активная работа по созданию условий для упрощения и ускорения трансграничной торговли между хозяйствующими субъектами посредством признания электронной цифровой подписи в электронном документе.

 

Разделы сайта