УТВЕРЖДЕНО
приказ отдела по образованию,
спорту и туризму
Чериковского райисполкома
от 05.04.2022г. № 186
УСЛОВИЯ
проведения районного этапа Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства»
1.Общие положения
1.1. Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» (далее - Всебелорусская молодежная экспедиция) проводится в соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2022 год в рамках реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы и планом работы главного управления по образованию Могилевского облисполкома.
1.2. Организатором областных мероприятий в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции является главное управление по образованию Могилевского облисполкома. Организационное и методическое сопровождение осуществляет ГУДО «Чериковский центр детского и юношеского туризма, краеведения и экскурсий».
2.Цель и задачи Всебелорусской молодежной экспедиции
Районный этап Всебелорусской молодежной экспедиции проводятся с целью дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания молодежи посредством вовлечения ее в туристско-экскурсионную и экспедиционную деятельность.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
создание условий для воспитания у молодежи духовных ценностей, гражданственности, патриотизма, определяющие модель их жизненного поведения;
массовое вовлечение обучающихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси;
развитие молодежного образовательного туризма;
разработка региональных туристических (экскурсионных) маршрутов с включением в них малоизвестных объектов, популяризация и стимулирование их развития;
создание имиджа регионов как привлекательного туристско- экскурсионного и культурно-познавательного объекта;
развитие творческих способностей обучающихся, приобретение навыков работы с информационно-коммуникативными технологиями;
развитие медиакультуры в среде молодежи, сохранение и приумножение культурных, духовно-просветительских ценностей в современном информационном пространстве.
3.Участники Всебелорусской молодежной экспедиции
В районном этапе Всебелорусской молодежной экспедиции принимают участие обучающиеся учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, объединенные в экспедиционные отряды, туристские/экскурсионные группы.
Возраст обучающихся - участников Всебелорусской молодежной экспедиции с 14 лет и старше.
4.Порядок проведения районного этапа в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции
4.1.Основным содержанием районного этапа Всебелорусской молодежной экспедиции является изучение обучающимися истории, культуры и природы малой родины посредством участия в экспедициях, туристских походах и экскурсиях.
Для участия в Всебелорусской молодежной экспедиции на базе учреждений образования из числа обучающихся создаются экспедиционные отряды, туристские/экскурсионные группы под руководством педагогов. В дальнейшем их деятельность определяется в соответствии с тематикой заданных направлений:
«Истории славные имена» - знакомство с местами, связанными с жизнью и деятельностью выдающихся земляков края (государственные, политические, общественные, военные деятели, меценаты, деятели культуры, науки и др.);
«Нам дороги эти позабыть нельзя» - знакомство с объектами, связанными с военной историей (мемориальные комплексы, памятники, воинские захоронения, посвященные боям на территории Беларуси, судьбы земляков - участников, очевидцев и жертв войн, в том числе на территории других государств, а также другие страницы военной истории разных периодов);
«Святынями родного края» - знакомство с культовыми сооружениями Беларуси, духовными реликвиями, религиозными праздниками и фестивалями, памятниками святым и духовным личностям региона и другими объектами религиозной культуры;
«Наследие земли белорусской» - изучение исторического и культурного наследия (памятники истории, археологии, градостроительства, архитектуры, искусства и другие объекты, нематериальные историко-культурные ценности);
«Музей - хранитель памяти и традиций» - посещение музеев учреждений образования, других государственных и частных музеев, знакомство с их экспозициями;
«Заповедными тропами природы» - изучение природного наследия края (растительный и животный мир, геологические и гидрографические памятники, садово-парковые комплексы, заповедники, заказники и другие памятники природы).
4.2. На подготовительном этапе экспедиционные отряды, туристские/экскурсионные группы:
выбирают одно или несколько направлений для работы; в соответствии с выбранным направлением определяют тему и изучают объекты, расположенные на территории малой родины (своего сельского населенного пункта/города/района/области);
определяют форму реализации направления (экспедиция, туристский поход, экскурсия) в зависимости от поставленной цели и задач;
проходят единую онлайн-регистрацию на сайте Республиканского центра (https://rcek.by/в разделе Краеведение/Проекты/Всебелорусская молодежная экспедиция 2022 год);
разрабатывают маршрут экспедиции/туристского похода/экскурсии; осуществляют подготовку к непосредственному прохождению маршрута экспедиции/туристского похода/экскурсии.
4.3.При организации туристского похода и экскурсии обязательно выполнение Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007г. №35а. Каждый экспедиционный отряд, туристская/экскурсионная группа при проведении туристского похода и экскурсии должны иметь маршрутный лист.
При проведении экспедиций, для описания хода экспедиции, ее маршрута, процесса выявления, изучения и сбора исторических, культурных и природных материалов, фиксации сведений об обстановке, в которой они находились, и обстоятельствах их выявления, об истории данных объектов, о фактах встреч с людьми, которые дали определенную информацию используется полевой дневник.
4.4.С целью популяризации туристско-краеведческой деятельности в период реализации Всебелорусской молодежной экспедиции рекомендуется размещать материалы проведенных экспедиций/туристских походов/экскурсий на сайтах учреждений образования. Фотоматериалы размещаются в альбоме «Всебелорусская молодежная экспедиция 2022» на странице Республиканского центра в Vk (https://vk.com/rcek_belarus), а также в других официальных социальных сетях учреждений с хештегами: #молодежная_экспедиция #маршрутами_памяти #маршрутами_единства #рцэк РБ (с указанием учреждения образования - автора фотоматериалов).
4.5.По итогам экспедиции/туристского похода/экскурсии обучающиеся создают творческие проекты по выбранным ими направлениям (п. 4.1). Творческие проекты могут быть подготовлены в одной или несколько номинациях: «Познай Родину - воспитай себя», «Натхнёны водарам Радзімы», «Бацькоўскі край, наш край дзівосны», «Герои земли Белорусской», «Туристическая мозаика Беларуси».
Также в период реализации Всебелорусской молодежной экспедиции могут проводиться конференции с презентацией материалов экспедиции, форумы, фестивали, слеты, другие образовательные мероприятия.
4.6.«Познай Родину — воспитай себя»
Творческий проект предоставляется в виде отчета о совершенном туристском походе.
Выполняется туристской группой. Участники проекта разрабатывают маршрут многодневного похода и проходят его активным способом передвижения — пешком, на велосипедах, на лыжах, с использованием плавсредств (байдарка, каяк, катамаран и т.п.).
Состав туристской группы - не менее 6 человек обучающихся (или 75% состава группы).
Отчет о туристском походе должен содержать:
вступление - цель и задачи похода, вид похода, продолжительность и протяженность маршрута, маршрут похода;
состав группы с указанием возраста участников, места учебы и работы;
список необходимого группового и личного снаряжения; меню похода;
картографический материал - крупномасштабная карта с нанесенной ниткой маршрута, направлением движения, местами ночевок, дневок, объектов осмотра;
описание нитки маршрута, которая отражает подробные данные об отдельных характерных отрезках маршрута, их протяженности и местах стоянок. Описание нитки маршрута строится в виде таблицы и состоит из следующих разделов: дата, участки пути (с привязкой к топографической карте и характерным ориентирам), время в пути, места стоянок, характер местности, изучаемые объекты;
описание исследуемых объектов на маршруте в соответствий выбранным направлением (п. 4.1.);
рекомендации по прохождению маршрута.
Критерии оценки:
соответствие тематике; логичность построения маршрута; полнота описания нитки маршрута;
наличие документов, подтверждающих прохождение маршрута (маршрутный лист, фотоматериалы); доступность маршрута; безопасность маршрута.
Отчеты предоставляются в бумажном и электронном вариантах.
4.7.«Натхнёны водарам Радзімы»
Творческий проект представляется в виде путевого дневника или видеозарисовок.
Выполняется обучающимся индивидуально в составе экспедиционного отряда, туристских/экскурсионных групп.
Путевой дневник представляет собой материал художественно оформленный в виде путевых заметок, созданный вовремя или по итогам экспедиций/туристских походов/экскурсий. Материал может содержать описание как одного, так и нескольких путешествий, впечатления об увиденном, очерк событий, встреч с людьми и др. Также в путевой дневник рекомендуется включать дополнительный материал, который позволяет раскрыть содержание путешествий (зарисовки, фотографии, билеты и др.).
Критерии оценки:
полнота представления материала об экспедиции/туристском походе/экскурсии;
логическое и последовательное изложение материала; оригинальность представления повествования; общее эмоциональное восприятие повествования; использование элементов творческого оформления путевого дневника.
Материал предоставляется в бумажном варианте (рукописный или компьютерный набор текста).
Видеозарисовки представляются в виде видеоролика - короткометражного фильма, промо-ролика, репортажа и др.
Видеоролик снимается в ходе проведения экспедиции/туристского похода/экскурсии, содержит информацию о посещенных объектах, личные и групповые впечатления, наблюдения, эмоции от увиденного и др. Рассказ ведется от автора видеоролика (кадровая или закадровая озвучка).
Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Допускается использование при монтаже и съемке ролика специальных программ и инструментов.
Обязательным условием является обеспечение качества изображения и звукового сопровождения, достаточных для четкого распознавания сюжета и героев, а также разборчивости речи.
Критерии оценки:
раскрытие темы, содержательность;
операторская работа (качество звука и изображения, звуковые и визуальные эффекты);
режиссерское решение (идея, замысел, творческая оригинальность); общее эмоциональное восприятие видеоролика.
Материал предоставляется в электронном варианте.
4.8.«Бацькоўскі край, наш край дзівосны»
Творческий проект представляется в виде разработки тематического экскурсионного маршрута по одному из заданных направлений (п. 4.1) по достопримечательностям, уникальным местам своего региона (населенного пункта, района, области).
Выполняется экскурсионной группой.
Разработка включает: экскурсионный маршрут, презентацию,дополнительный материал.
Структура маршрута: цель, задачи, тип, вид, продолжительность экскурсии; протяженность маршрута; маршрут экскурсии; краткое содержание экскурсии; общие методические и организационные указания; технологическая карта маршрута экскурсии.
Технологическая карта составляется в виде таблицы и содержит следующие графы: маршрут экскурсии; места остановок; объекты показа; время/минуты; основное содержание экскурсии, перечисление подтем и основных вопросов, раскрывающих тему; организационные указания; методические указания. Дополнительно оценивается описание логических переходов между пунктами маршрута/объектами показа.
Презентация - это мультимедийный продукт, который дает точную визуализацию и позволяет эффективно презентовать разработанный экскурсионный маршрут. Объем презентации 20-25 слайдов. Презентации могут быть созданы в формате PowerPoint, PDF, Flash.
Дополнительный материал может включать фотографии, публикации, рекламно-информационную продукцию (путеводитель, карты, схемы, буклет и др.), содержащие сведения об объектах маршрута, и другую информацию, подтверждающую прохождение экскурсионной группой данного маршрута.
Критерии оценки:
оригинальность (уникальность маршрута и логика его построения);
насыщенность (полнота раскрытия темы маршрута, насыщенность маршрута экскурсионными объектами, новизна элементов маршрута и уникальных мест с точки зрения привлекательности для посещения);
удобство (удобство посещения включенных в маршрут объектов показа);
доступность и безопасность (наличие условий на маршруте для различных социальных групп, наличие схем безопасности);
значимость (значимость маршрута для развития и продвижения территории, формирование привлекательного образа территорий);
перспективы (перспективы развития маршрута).
Материалы предоставляются в бумажном и электронном вариантах.
4.9.«Герои земли Белорусской»
Номинация проводится совместно с Белорусской Православной Церковью.Творческий проект представляется в виде информационного материала о личностях, погибших при защите Отечества; внесших вклад в развитие материального и духовного наследия края, укоренение духовных ценностей в обществе; известны своей духовно-просветительской деятельностью.
Выполняется обучающимся индивидуально.
Во время экспедиции/туристского похода/экскурсии обучающимися проводится сбор информации о почивших земляках своего региона. Полученная информация анализируется, дорабатывается (при необходимости) и оформляется в информационный материал.
Итоги исследования популяризируются через публикации в средствах массовой информации, интернет-ресурсах, проведение культурно-просветительских мероприятий, демонстрацию другим учреждениям образования и др.
В информационном материале могут быть представлены сведения о государственных, политических, общественных, военных деятелях (в том числе о земляках - участниках, очевидцах и жертвах войн на территории Беларуси, локальных войн и военных конфликтах), меценатах, деятелях культуры, науки и о других выдающихся земляках края разных исторических периодов.
Информационный материал (объемом не более 5 страниц) должен содержать описание жизни и деятельности «героя исследования»:
биографические сведения (года жизни; основные жизненные события, в том числе вехи профессионального становления; достижения на жизненном пути земляка);
фотографии, иллюстрирующие жизнь и деятельность земляка;
материалы, подтверждающие деятельность земляка на малой родине, увековечение личности на территории Беларуси и в мире (памятники, памятные доски, знаки, в музеях, присвоение имени улицам, социальным и культурным объектам и др.).
Дополнительно предоставляется приложение (объемом не более 5 страниц), которое содержит информацию об этапах и источниках исследования, описание культурно-просветительской деятельности по итогам проведенного исследования и др. важную информацию.
Критерии оценки:
содержательность представленного информационного материала;
степень материала, собранного в ходе экспедиции/туристского похода/экскурсии;
культурно-просветительская деятельность.
Информационный материал предоставляется в электронном варианте.
Представленный информационный материал планируется разместить на интернет-портале Музея памяти Крипты Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, а также на сайте Республиканского центра в тематической вкладке «Праект «Малая радзіма вялікіх людзей».
4.10.«Туристическая мозаика Беларуси»
Творческий проект предполагает размещение на единых интерактивных картах информации об объектах, посещенных в ходе экспедиции/туристского похода/экскурсии. Информация включает описание и фотографии региональных историко-культурных и природных объектов маршрута.
Выполняется экспедиционным отрядом, туристской/экскурсионной группой.
С целью создания наиболее полных и достоверных тематических интерактивных карт для размещения информации используются карты, на которые нанесены объекты участников Всебелорусской молодежной экспедиции 2021 года. Каждая карта соответствует направлению (п. 4.1.) и содержит 7 слоев, предусмотренных для включения объектов, размещенных на территории областей и г. Минска.
Ссылки для работы с картами (приложение google maps) и инструкция по их заполнению размещены на сайте Республиканского центра во вкладке «Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» 2022 год».
Творческий проект также включает электронный каталог, который включает: карту-схему объектов с обозначением их местонахождения, краткое описание объектов (название, время создания, адрес местонахождения, ФИО автора, исторические сведения об объекте, оценка современного состояния и др.), фотографии объекта, сделанные на маршруте (не допускается использование фотографий, взятых из интернет-ресурсов).
Критерии оценки:
содержательность представленной информации;
наглядность (количество и качество фотографий объекта);
наличие материала, подтверждающее прохождение маршрута по данным объектам;
художественное оформление каталога.
Материалы предоставляются в электронном варианте.
4.11. Творческие проекты направляются до 14 октября 2022 года по адресу: г. Чериков, ул. Гагарина д.17 ГУДО «Чериковский центр детского и юношеского туризма, краеведения и экскурсий». Электронные варианты работ представляются на электронный адрес ctur@cherikov.edu.by.
Дополнительная информация и консультации по телефону 7 21 61.
4.12.Подведение итогов и награждение
По итогам районного этапа определяются победители конкурса, которые награждаются дипломами отдела по образованию, спорту и туризму Чериковского райисполкома.
Победители районного этапа примут участие в следующем этапе республиканского конкурса.
раскрыть » / « свернуть