2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 |
25.05.2016ВНИМАНИЕ!
Мальчишки и девчонки!Напоминаем что продолжается бронирование мест в палаточный лагерь "Турист" и "Экстримтур" Справочная информация по т.3 15 61 Читать далее »
23.05.2016Это интерестно! Развитие школьного туризма
Развитие школьного туризма
Введение
Туризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в пользе туризма. Представьте себе… “Ночь в лесу. Костер жадно перебирает прутики. Пламя с жадностью набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые лица людей. Это туристы. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут дальше. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он несравним с домашним чаем!
А костер все горит. Гитара звенит тихо-тихо. Песню начал один голос, её подхватил второй, третий. И вот уже поют все.
Затих костер. Он тоже слушает песню”. Эти слова принадлежат поэту Роберту Рождественскому, показывают только кусочек туристских будней. Если же представить себе, насколько огромнее, богаче, насыщеннее и глубже картина туристской жизни, тогда никому не покажется странной та властность, с которой она притягивает к себе человека.
Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника.
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
Не секрет, что иногда педагоги не имеют даже начальных туристских навыков. У таких руководителей походы превращаются в мероприятия, выматывающие ребят, сеющие раздражение и взаимное недовольство, приводят к ссорам. Детский и юношеский туризм оказывается в стороне от туристского движения, в нем мало используется накопленный взрослыми туристами опыт.
В различных пособиях излагаются элементарные основы тактики и техники разных видов туризма: пешего, водного, лыжного туризма; организации и подготовки спортивно-туристских походов; основы топографии и ориентирования на местности; основы физической подготовки и здоровье туриста, основы безопасности туристского похода. Рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута, приводится характеристика индивидуального и группового снаряжения, даются рекомендации по приготовлению пищи в походных условиях, разведению костра, подведению итогов похода.
Концепция детско-юношеского туризма
I. Введение
С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.
Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.
В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.
Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.
Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода. Данная концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута и другие вопросы, связанные с организацией походов.
II. Форма, цели и задачи туризма в школе.
Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.
Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.
Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.
В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
оздоровительные
учебные
спортивные
познавательные и другие цели.
Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.
Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.
Содержательные цели туризма:
Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
III. Спортивное содержание школьного туризма
Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей и лишение походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.
Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течении всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.
К спортивному содержанию похода относятся:
естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
автономное жизнеобеспечение,
туристско-краеведческая работа.
При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.
IV. Педагогический потенциал туризма.
Педагогический потенциал туризма весьма велик коэффициент полезного педагогического действия зависит от подхода и организации туристского похода учителей, от их понимания, умения и опыта в этой области. Школа использует далеко не весь воспитательный потенциал туризма. Исходя из приоритета обучения, предпочтение в туризме отдается краеведению, экскурсиям, не походам, в которых идёт воспитание здоровой, социализированной личности.
Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации, но не несут оздоровительного фактора, который влияет на физическое и нравственное воспитание школьников.
Эффективность туризма снижает и его, изменяя спортивность (марш-броски, сложные подъёмы и др.) и чрезмерная опека и комфортность.
Для повышения педагогического потенциала туристского похода важен демократический стиль руководства, уважительное отношение участников похода к друг другу.
Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга. Часто туристский коллектив, эффективно воздействует на нарушителей дисциплины.
V. Организация похода.
1. Комплектование группы
Комплектование группы связано с целями похода и может осуществляться двумя способами.
Первый способ – сначала намечают цель, а потом подбирают подходящих участников похода.
Второй способ – выявляют желающих, а потом намечают посильные им цели. Состав группы зависит от физической подготовленности, дальности и сложности похода, туристского опыта участников похода. Но в любом случае группа не должна превышать 15-20 человек.
Подбирая группу нужно поинтересоваться состоянием здоровья участников похода и учесть, что туризм благотворно влияет на некоторые заболевания, укрепляет и закаляет ослабленных ребят.
2. Организация похода
Организация похода начинается с собрания всех желающих в нем участвовать. На собрании руководитель похода сообщает цель, маршрут и длительность похода, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече.
Организованность необходимое туристу качество и воспитывать его надо с самого начала.
На собрании зачитывается примерный список личного снаряжения и объясняется, что чем можно заменить, если не найдется дома.
При подготовке и проведении собрания руководитель составляет список общественного снаряжения и опросить ребят, кто что сможет захватить из дома.
Перед длительным походом проводится родительское собрание, где сообщается цель, дальность, продолжительность похода.
Важным в организации группы является распределение обязанностей: командир группы, помощник командира, завхоз, санитар, секретарь или корреспондент, фотограф, видеооператор, топограф.
3. Выбор и разработка маршрута.
Выбор и разработка маршрута начинается с выбора предполагаемого района путешествия. После этого начинается разработка маршрута, на карте он разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатывают запасные варианты на случай необходимости сократить или увеличить маршрут. После того как все это проделано, составляется график движения. Разрешение на выход группы дает после согласования с отделом по спорту директор школы и начальник управления образования.
4. Составление сметы. В смету расходов нужно включить затраты на транспорт, покупку продуктов, прокат и покупка снаряжения, резерв на непредвиденный случай.
После составления сметы нужно определить источники финансирования.
VI. Питание в походе
Обеспечение нормального питания – одно из важных условий успешного проведения похода.
1. Составление рациона.
Продовольственный рацион составляется с учетом продолжительности и сложное похода, сезона, вкусов и привычек участников похода, возможности пополнять продукты в пути на основе требований и рациональному питанию.
2. Закупка, упаковка и хранение продуктов.
После того как составлен пищевой рацион похода, начинается закупка продуктов, которая поручается всем участникам похода и контролируется руководителем и завхозом группы.
К упаковке продуктов предъявляются свои требования: все продукты должны быть упакованы в матерчатые мешочки, контейнеры с плотно прилегающими крышкам фляги.
После тщательной упаковки, продукты укладываются в рюкзаки.
VII. Снаряжение в походе
Снаряжение делят на личное, групповое и специальное.
Личное снаряжение – это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и предметы индивидуального пользования. Групповое снаряжение – палатки, топоры, посуда, карты, компасы, лодки. Специальное снаряжение – спасательные жилеты, веревки, накомарники, медицинские аптечки.
Особое требования предъявляются к обуви туристки – это хорошо разношенные кроссовки, ботинки ни низком каблуке, желательно с рифленой подошвой. В них вложить войлочную стельку, пропитать смазкой, которая предохранит их от намокания. В поход лучше надевать мягкие шерстяные носки. Они впитывают пот, в них мял идти, на них не образуются складки. Наиболее удобной одеждой для туриста является одежда спортивного типа, лучше из хлопчатобумажных тканей, штормовки.
VIII. Поведение итогов похода
Поведение итогов похода проводится в форме: фотостендов, видеофильмов, организация и проведение туристского вечера, педагогический отчет похода, финансовый отчет, составление паспорта похода. Читать далее »
18.05.2016Туристический слет учащихся Чериковского района прошел на берегу реки Сож
Стало доброй традицией в мае проводить турслет среди учащихся государственных учреждений образования района в живописном местечке на берегу реки Сож, недалеко от деревни Горки. Главной целью двухдневного турслета является привлечение учащихся к занятиям спортивным туризмом и спортивным ориентированием, повышение тактического и технического мастерства участников, определение сильнейших команд и участников, а также пропаганда здорового образа жизни и патриотическое воспитание учащихся.
На торжественном открытии турслета его участников приветствовали начальник отдела образования спорта и туризма райисполкома Лариса Осмоловская, методист отдела образования, спорта и туризма райисполкома, она же судья соревнований Наталья Кривошина, а также сами организаторы мероприятия в лице педагогов ГУДО «Чериковский центр детского и юношеского туризма, краеведения и экскурсий». Они пожелали ребятам успешных стартов, удачи, везения и побед, несмотря на не совсем благоприятные погодные условия.
В этот же день участники турслета, а это – 6 команд, соревновались в спортивном ориентировании, конкурсе туристской и военно-патриотической песни. Ребята состязались в знании краеведения, умении выбирать верный азимут по компасу, разбирались в туристском снаряжении, правильно «читали» карту местности, исполняли песни.
Центральным событием второго дня стали соревнования на короткой туристской полосе, а также итоги конкурса «Туристского быта и экологии», в котором оценивались: правильная установка палаток, хранение продуктов, оборудование костра и ямы для отходов, кухни, общий вид и планировка лагеря, дисциплина участников на слете, бережное отношение к природе.
Программа соревнований была обширной и увлекательной. Были созданы все условия для того, чтобы соревнования в очередной раз прошли как праздник для детей и их наставников.
В ходе всех соревнований участники турслета не только показали свое спортивное мастерство, но и проявили большой энтузиазм, продемонстрировали сплоченность своих коллективов. Два дня принесли им незабываемые впечатления, хорошее настроение, заряд бодрости, новых друзей и желание встретиться вновь на очередном турслете, ведь это так здорово.
После подведения итогов всех конкурсов состоялось награждение команд. В общекомандном зачете фаворитом и заслуженным победителем туристического слета стала команда ГУО “СШ № 2 г. Черикова”. Вторую ступеньку пьедестала заняла команда ГУО “Глинский УПК”. Замкнула тройку победителей команда ГУО “СШ № 1 г. Черикова”.
Команда-победитель награждена переходящим кубком, а все остальные команды дипломами ГУДО “ЦТКиЭ г. Черикова”. Читать далее »
18.05.2016Туристический слет учащихся Чериковского района прошел на берегу реки Сож
Стало доброй традицией в мае проводить турслет среди учащихся государственных учреждений образования района в живописном местечке на берегу реки Сож, недалеко от деревни Горки. Главной целью двухдневного турслета является привлечение учащихся к занятиям спортивным туризмом и спортивным ориентированием, повышение тактического и технического мастерства участников, определение сильнейших команд и участников, а также пропаганда здорового образа жизни и патриотическое воспитание учащихся. Читать далее »
17.05.2016итоги районного конкурса на лучшую поисковую экспедицию
Подведены итоги на лучшую краеведческую поисковую экспедицию учащихся и педагогов,посвященного 74 - летию героической обороны г.Могилева
1 место- ГУО "СШ №1 г.Черикова" и ГУО "СШ №2 г.Черикова"
2 место - ГУО "Соколовская базовая школа"
3 место- ГУО "Веремейская СШ"
Всем спасибо за участие! Читать далее »
11.05.2016приглашаем на турслет!
Районный турслет
С целью пропаганды активного отдыха и здорового образа жизни, формирования активной жизненной позиции детей, подростков, молодежи, с целью патриотического воспитания молодежи, сохранения памяти о героическом прошлом нашей Родины, формирования активной жизненной позиции детей, подростков, молодежи, формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, среди учащихся школ г.Черикова и района в связи с празднованием Великой Победы,75 –летия героической обороны г. Могилева 13 и 14 мая в д.Горки будет проведен туристский слет учащихся
1 день ( 13 мая 2016 г.)
до 10.00
Заезд команд
11.30
Заседание мандатной комиссии (предоставление заявок на участие в слете), жеребьевка
11.45 Заседание ГСК с представителями команд
11.55Общее построение команд
12.10 Открытие слета
13.00 Обед
14.00 Старт короткой дистанции
16.00 Краеведческая викторина
17.00Конкурс туристкой газеты « Будни слета»
17.30Конкурс «Поляна заданий»
19.30Ужин
20.30Конкурс военно –патриотической песни
21.30Костер дружбы. Дискотека.
2 день ( 14 мая 2016 г.)
9.00 Завтрак
10.00 Общее построение команд.
10.15 Конкурс «Туристская мода»
11.00. Старт спортивного ориентирования.
12.00 Подведение итогов конкурса экологии и быта
13.00 Обед
14.00 Закрытие слета, отъезд команд
В течении двух дней Конкурс « Туристского быта и экологии»
Читать далее »
10.05.2016Участники велопробега приняли участия в праздничном шествии.
9 мая состоялось праздничное шествие в котором приняли участие участники велопробега "Дорогами славных побед".Это стола завершающим этапом велопробега. Как говорят сами участники- "Велопробег -это нужно,и в следующим году мы обязательно примем участие, и расширим маршрут движения" Читать далее »
03.05.2016
С целью формирования гражданственности и патриотизма, популяризации здорового образа жизни 03.05.2016 года состоялся велопробег "Дорогами славных побед", посвященный Великой Победе с посещением мест воинских захоронений и возложением цветов.
Организаторами данного мероприятия является ГУДО "Чериковский центр детского и юношеского туризма, краеведения и экскурсий", участники - учащиеся государственных учреждений образования "Средняя школа № 1 г. Черикова" и "Средняя школа № 2 г. Черикова
Велопробег «Дорогами славных побед» прошел в преддверии празднования Великой Победы.Учащиеся учреждений образования района по инициативе центра туризма провели велопробег "Дорогами славных побед". Участники велопробега посетили места захоронений погибших во время ВОВ, возложили цветы к мемориалам. Читать далее »
|